Творческая группа "Особенности комплексно-тематического планирования в разновозрастной группе"

«Структура планирования воспитательно-образовательной работы в разновозрастной группе»

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Следует отметить и те преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. Дошкольная педагогика сталкивается с двумя жизненно важными проблемами: разработкой наиболее эффективных форм планирования обучения в дошкольных учреждениях и поиском форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом.

В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одного возраста, прежде всего необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребенком. При разработке перспективного плана воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторением, закреплением и самостоятельным использованием детьми в разных видах деятельности.

Как сказано в научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования» под редакцией Слободчикова, структура образовательного процесса в детском саду должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста.

В ФГТ перечислены виды детской деятельности, они расширены. Мы должны выделить принципы отличия новой модели образовательного процесса ФГТ от старой модели, сказать, что на сегодняшний день не из трех, а из двух частей может состоять образовательный процесс: первое - это непосредственная образовательная деятельность и решение содержания еще в режимных моментах; второе - самостоятельная деятельность детей, где очень большое внимание нужно уделить предметно-средовой модели организации детского пространства.  В образовательном процессе очень важно уделить огромное внимание режиму дня. Сегодня режим дня не должен повторять программу. Режим дня должен включать интересные моменты: и минутки здоровья, и творческие проекты, и чтение литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого какие-то минутки.

Таким образом,  ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей и «Самостоятельная деятельность детей».

Как вариант  планирования можно  представить следующую форму (ТАБЛИЦА 1)

Графы 3-4 – предполагают образовательную деятельность не сопряжённую с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию,  с использованием разнообразных форм и методов работы.

Графа 5 – предполагает решение образовательных задач сопряжённых с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.

В графах 3-5 – указываются соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, музыкально – дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т. д.). К каждой  форме обязательно формулируются образовательные задачи двух и более образовательных областей.

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Планирование воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ может быть представлено в других формах и видах.

На сегодняшний день разработано и предлагается две  Основные общеобразовательные программы дошкольного образования: «Успех», «От рождения до школы» полностью соответствующих ФГТ.

Программы определяют обязательную часть  основной общеобразовательной программы ДО детей дошкольного возраста, на основе которой ДОУ самостоятельно разрабатывает и реализует основную общеобразовательную программу.

13 марта 2013 в 21:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.